Работа по контракту

Работа Работа по контракту В соответствии со ст. 21 КЗоТ контракт является особой формой трудового договора, в котором срок его действия, права, обязанности и ответственность сторон (в том числе материальная), условия материального обеспечения и организации труда работников, условия расторжения договора могут устанавливаться по соглашению сторон.

Однако, согласно п. 20 Положения № 170 контрактом не может предусматриваться полная материальная ответственность, иная, кроме предусмотренной в ст. 134 КЗоТ, так как, в соответствии со ст. 9 КЗоТ, условия трудового договора, ухудшающие положение работника по сравнению с действующим законодательством о труде, являются недействительными.

Поскольку при заключении трудового контракта возникают трудовые правоотношения, которые регулируются нормами трудового права, разъясняется в письме Минтруда от 06.12.2002 г. № 06/2-4/281, нецелесообразно указание в контракте способов обеспечения обязательств, которые регулируются гражданским правом, в частности ст. 549 ГКУ, таких так неустойка, пеня и т.д.

Так, на вопрос "Вправе ли предприятие включать в контракт с работником, принимаемым на работу для выполнения трудовой функции бухгалтера, условия, согласно которым в случае применения контролирующими органами финансовых санкций к предприятию вследствие ненадлежащего исполнения бухгалтером обязанностей по данному договору последний обязан возместить размер уплаченных предприятием санкций в полном объеме?" Комитет Верховной Рады Украины по вопросам социальной политики и труда в письме от 13.02.2003 г. № 06-3/12-84 отвечает, что действующими законами Украины заключение контракта с бухгалтерами, в котором предусматривались бы подобные условия, изложенные в запросе, не предусмотрено. Поэтому подобные условия как ухудшающие условия договоров о труде согласно ст. 9 КЗоТ Украины являются недействительными

В то же время, невыполнение или ненадлежащее выполнение работником своих обязанностей, указывается в письмах Минтруда от 10.12.2002 г. № 03-3/6258-010-2 и от 14.02.2003 г. № 06/2-4/19, дает право работодателю применять к работнику административные, дисциплинарные взыскания и материальную ответственность за вред, причиненный предприятию, в соответствии с действующим законодательством.

Введение контрактной формы в трудовое законодательство Украины было обусловлено требованиями времени, а также желанием работодателей привлекать к работе наиболее квалифицированных и творчески активных работников, так как контракт дает возможность устанавливать особые условия труда, предоставлять дополнительные отпуска, различные социальные льготы и др.

Среди работодателей бытует мнение, что контракт можно заключать с работниками независимо от специальности, квалификации и должности, что приводит к нарушению трудовых прав граждан, поскольку контракт иногда используется как инструмент, благодаря которому в любой момент можно избавиться от "неугодных" работников. Однако сфера применения трудовых контрактов на предприятиях четко определена законами Украины.

Условия введения контрактной системы на предприятии обосновываются в соответствии с законами Украины в коллективном договоре или специальном локальном нормативном акте - положении о контрактной системе предприятия. В таком акте должны быть предусмотрены категории работников, с которыми может быть заключен трудовой контракт, а также указан порядок его заключения, примерная форма, пояснения и рекомендации к ее заполнению.

Трудовой контракт можно заключать только с теми работниками, которые трудоустраиваются на определенный срок или на время выполнения определенного задания (работ), так как контракт - это срочная форма трудового договора.

В этом случае срок устанавливается по соглашению сторон и может определяться конкретной датой или наступлением определенного события (например, возвращением на работу лица, которое уволилось в связи с призывом на военную службу или направлением на альтернативную службу и т. д.).

Работодатель может требовать от работника, который работает по трудовому договору, заключения контракта только в том случае, если он относится к категории работников, с которыми согласно законодательству должен быть заключен контракт.

Если предприятие не применяет в своей деятельности закон, позволяющий заключать с работниками трудовой договор в форме контракта (перечень этих законов см. ниже), то, как разъясняется в письме Минтруда от 14.02.2003 г. № 06/2-4/19, не допускается заключение контракта с бухгалтером (главным бухгалтером).

Относительно работников, работающих на условиях трудового договора у гражданина – субъекта предпринимательской деятельности, сообщается в письме Минтруда от 21.02.2003 г. № 06/2-4/28, законами Украины не предусмотрена возможность заключения с ними контракта.

Основные категории работников и работ, с которыми разрешается заключение трудового договора в форме контракта, были перечислены в письмах Минтруда от 06.05.2000 г. № 06/2-4/66 и Госкомпредпринимательства от 23.05.2000 г. № 1-222/1331. В настоящее время, согласно действующим законам Украины, предусмотрена контрактная форма заключения трудового договора для следующих категорий работников:

руководители

- руководитель предприятия – ч 4 ст. 65 ХКУ;

- руководитель частного предприятия – ч 4 ст. 128 ХКУ;

- исполнительный директор органа хозяйственного развития специальной (свободной) экономической зоны – ст. 11 Закона Украины от 13.10.1992 г. № 2673-XII "Об общих принципах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон";

- руководители предприятий, учреждений, организаций, относящихся к сфере управления местных государственных администраций – ст. 36 Закона Украины от 09.04.1999 г. № 586-XIV "О местных государственных администрациях";

- исполнительный директор кооператива – ст. 16 Закона Украины от 10.07.2003 г. № 1087-IV "О кооперации";

- исполнительный директор производственного кооператива – ч 2 ст. 104 ХКУ;

- исполнительный директор, члены исполнительной дирекции сельскохозяйственного кооператива – ст. 15, ст. 17 Закона Украины от 17.07.1997 г. № 469/97-ВР "О сельскохозяйственной кооперации";

- руководители учебных заведений образования – ст. 20 Закона Украины от 23.05.1991 г. № 1060-XII "Об образовании";

- руководитель (ректор) высшего учебного заведения, заведующий кафедрой, руководитель (декан) факультета – ст. 21, 30, 39, 40 Закона Украины от 17.01.2002 г. № 2984-III "О высшем образовании";

- директор государственного профессионально-технического заведения – ст. 24 Закона Украины от 10.02.1998 г. № 103/98-ВР "О профессионально-техническом образовании";

- руководители предприятий – операторов, провайдеров телекоммуникаций и их филиалов – ч. 5 ст. 41 Закона Украины от 18.11.2003 г. № 1280-IV "О телекоммуникациях";

- руководитель национального оператора почтовой связи и руководители филиалов – ст. 16 Закона Украины от 04.10.2001 г. № 2759-III "О почтовой связи";

- руководитель предприятия городского электротранспорта – п. 3 ст. 19 Закона Украины от 29.06.2004 г. № 1914-IV "О городском электрическом транспорте";

- руководители коммунальных предприятий – Закон Украины от 24.06.2004 г. № 1869-IV "Об Общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2004 - 2010 годы";

- директор (художественный руководитель) государственного (коммунального) театра – ст. 19 Закона Украины от 31.05.2005 г. № 2605-IV "О театрах и театральном деле";

- руководители организаций, отнесенных к ведению Национальной академии наук Украины – ст. 3 Закона Украины от 07.02.2002 г. № 3065-III "Об особенностях правового режима деятельности Национальной академии наук Украины, отраслевых академий наук и статуса их имущественного комплекса";

наемные работники

- работники железнодорожного транспорта – ст. 15 Закона Украины от 04.07.1996 г. № 273/96-ВР "О железнодорожном транспорте", согласно Перечню категорий и должностей работников железнодорожного транспорта, трудоустраиваемых по контрактной форме трудового договора утвержденному постановлением КМУ от 15.07.97 г. № 764;

- судовой экипаж – ст. 54 Кодекса торгового мореплавания Украины от 23.05.1995 г. № 176/95-ВР;

- работники НБУ по перечню должностей, утверждаемому Правлением НБУ – ст. 64 Закона Украины от 20.05.1999 г. № 679-XIV "О Национальном банке Украины";

- наемные работники на товарной бирже – ст. 12 Закона Украины от 10.12.1991 г. № 1956-XII "О товарной бирже";

- помощник адвоката – ст. 8 Закона Украины от 19.12.1992 г. № 2887-XII "Об адвокатуре";

- стажер нотариуса – ст. 13 Закона Украины от 02.09.1993 г. № 3425-XII "О нотариате";

- педагогические, научно-педагогические, инженерно-педагогические, а также другие работники и иностранные специалисты в заведениях образования – ст. 17 Закона Украины от 23.05.1991 г. № 1060-XII "Об образовании";

- научные работники, находящиеся на пенсии – ч. 5 ст. 24 Закона Украины от 13.12.1991 г. № 1977-XII "О научной и научно-технической деятельности";

- специалисты, привлекаемые к работе в рабочих группах комитетов Верховной Рады Украины – п.7 ст. 15 Закона Украины от 04.04.1995 г. № 116/95-ВР "О комитетах Верховной Рады Украины";

- исполняющие обязанности отсутствующих (в том числе, на время отпуска) должностных лиц органов местного самоуправления (кроме выборных должностей) – ст. 10 Закона Украины от 07.06.2001 г. № 2493-III "О службе в органах местного самоуправления";

- специалисты в области карантина растений – ст. 17 Закона Украины от 30.06.1993 г. № 3348-XII "О карантине растений";

- государственные контролеры использования объектов государственной собственности – Закон Украины от 21.09.2006 г. № 185-V "Об управлении объектами государственной собственности".

- лица, привлеченные к ликвидации радиационных аварий и их последствий – ст. 7 Закона Украины от 14.01.1998 г. № 15/98-ВР "О защите человека от воздействия ионизирующего излучения";

- работники, осуществляющие медицинское обслуживание, работающие в заведениях образования и культуры на загрязненных территориях – ст. 42 Закона Украины от 28.02.1991 г. № 796-XII "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы";

- работники на территории специальной (свободной) экономической зоны – ст. 17 Закона Украины от 13.10.1992 г. № 2673-XII "Об общих принципах создания и функционирования специальных (свободных) экономических зон";

- работники на объекте, предоставленном в концессию – п. 2 ст. 18 Закона Украины от 16.07.1999 г. № 997-XIV "О концессиях";

- работники, принятые на работу инвестором (в том числе иностранным) в рамках выполнения соглашения о распределении продукции – п. 1 ст. 35 Закона Украины от 14.09.1999 г. № 1039-XIV "О соглашениях о распределении продукции";

- наемные работники в фермерском хозяйстве – ч 2 ст. 114 ХКУ и ч. 1 ст. 3 Закона Украины от 19.06.2003 г. № 973-IV "О фермерском хозяйстве".

- наемные работники в коллективном сельскохозяйственном предприятии – п. 1 ст. 19 Закона Украины от 14.02.1992 г. № 2114-XII "О коллективном сельскохозяйственном предприятии";

- наемные работники в сельскохозяйственном кооперативе – ст. 35 Закона Украины от 17.07.1997 г. № 469/97-ВР "О сельскохозяйственной кооперации";

- наемные работники в кооперативе – ст. 34 Закона Украины от 10.07.2003 г. № 1087-IV "О кооперации";

- работники потребительской кооперации – п. 2 ст. 14 Закона Украины от 10.04.1992 г. № 2265-XII "О потребительской кооперации";

- профессиональные творческие работники театра – ст. 20 Закона Украины от 31.05.2005 г. № 2605-IV "О театрах и театральном деле";

- мастер народных художественных промыслов на предприятии народных художественных промыслов – ст. 8 Закона Украины от 21.06.2001 г. № 2547-III "О народных художественных промыслах";

- работники Общества Красного Креста Украины – ст. 34 Закона Украины от 28.11.2002 г. № 330-IV "Об Обществе Красного Креста Украины";

- иностранцы, работающие в сфере культуры – ст. 30 Основ законодательства Украины о культуре от 14.02.1992 г. № 2117-XII;

- иностранцы, работающие в сфере здравоохранения – ст. 79 Основ законодательства Украины об охране здоровья от 19.11.1992 г. № 2801-XII;

- профессиональные спортсмены – ст. 233 Закона Украины от 24.12.1993 г. № 3808-XII "О физической культуре и спорте";

военнослужащие, сотрудники правоохранительных и специальных государственных органов

- военнослужащие – ст. 20 Закона Украины от 25.03.1992 г. № 2232-XII "О воинской обязанности и военной службе", ст. 11 Закона Украины от 06.12.1991 г. № 1934-XII "О вооруженных силах Украины", ст. 10 Закона Украины от 06.12.1991 г. № 1932-XII "Об обороне Украины";

- женщины на военной службе в мирное время – п. 12 ст. 1 Закона Украины от 25.03.1992 г. № 2232-XII "О воинской обязанности и военной службе";

- сотрудники Государственной пограничной службы Украины – ст. 14 Закона Украины от 03.04.2003 г. № 661-IV "О Государственной пограничной службе Украины";

- личный состав органов и подразделений гражданской защиты – ст. 45 Закона Украины от 24.06.2004 г. № 1859-IV "О правовых основах гражданской защиты";

- личный состав войск и формирований гражданской обороны – ст. 9, ст. 10 Закона Украины от 03.02.1993 г. № 2974-XII "О Гражданской обороне Украины", ст. 12 Закона Украины от 24.03.1999 г. № 556-XIV "О войсках гражданской обороны Украины";

- сотрудники милиции – ст. 17 Закона Украины от 20.12.1990 г. № 565-XII "О милиции";

- сотрудники налоговой милиции – ст. 23 Закона Украины от 04.12.1990 г. № 509-XII "О государственной налоговой службе в Украине";

- сотрудники СБУ – ст. 19, ст. 20 Закона Украины от 25.03.1992 г. № 2229-XII "О службе безопасности Украины".

- работники пожарной охраны – ст. 19 Закона Украины от 17.12.1993 г. № 3745-XII "О пожарной безопасности";

- личный состав профессиональных аварийно-спасательных служб – ст. 12 Закона Украины от 14.12.1999 г. № 1281-XIV "Об аварийно-спасательных службах";

- личный состав органов Государственной охраны – ст. 16 Закона Украины от 04.03.1998 г. № 160/98-ВР "О государственной охране органов государственной власти Украины и должностных лиц";

- сотрудники Государственной специальной службы транспорта – ст. 5 Закона Украины от 05.02.2004 г. № 1449-IV "О Государственной специальной службе транспорта";

- сотрудники Государственной уголовно-исполнительной службы Украины – п. 3 ст. 14 Закона Украины от 23.06.2005 г. № 2713-IV "О Государственной уголовно-исполнительной службе Украины";

- личный состав Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины – п. 1 ст. 10 Закона Украины от 23.02.2006 г. № 3475-IV "О Государственной службе специальной связи и защиты информации Украины".

Следует обратить внимание на некоторые нюансы при заключении трудового контракта. В частности, в письме Минтруда от 22.08.2000 г. № 13-3352 отмечается, что Закон Украины от 27.03.91 г. № 887-XII "О предприятиях в Украине" предусматривает заключение контракта только с руководителем предприятия, а не с работниками, должности которых относятся к руководящему составу предприятия и подчиняются руководителю предприятия. Отметим, что данное письмо актуально и в настоящее время, поскольку аналогичная норма содержится в п. 4 ст. 65 ХКУ.

Если заключение контракта для работника не обязательно, то без письменного его согласия переводить работника на контрактную форму нельзя. А если работника к этому принуждает работодатель, такой контракт можно признать недействительным в судебном порядке (п. 10 постановления Пленума ВСУ от 06.11.92 г. № 9, ст. 9 КЗоТ, а также последний абзац письма Минтруда от 03.02.2003 г. № 06/2-4/13).

Принимая решение о переводе постоянных работников на контрактную форму трудового договора, необходимо руководствоваться ст. 32 КЗоТ, которой предусмотрено, что при изменении существенных условий труда работник об этом должен быть поставлен в известность не позднее чем за 2 месяца.

Кроме этого ст. 103 КЗоТ также установлено, что о новых либо изменении действующих условий труда в сторону ухудшения работодатель должен сообщить работнику не позднее чем за 2 месяца до их введения или изменения. И если работник не согласен заключить контракт на определенный срок, то трудовой договор прекращает свое действие согласно п. 6 ст. 36 КЗоТ.

В том случае, если законами Украины в конкретной ситуации заключение контракта не предусмотрено, то лучше принять работника на временную работу (по срочному трудовому договору).

Согласно п. 3 ст. 24 КЗоТ и п. 7 Положения № 170 контракт заключается в письменной форме, что является обязательным условием, и подписывается работодателем и работником, которого принимают на работу.

Условия контракта имеют конфиденциальный характер. Если доступ к ним имеют должностные лица, они не имеют права их разглашать. Обязанность по обеспечению конфиденциальности возлагается на работодателя как на лицо, имеющее право нанимать и увольнять работников. Требования конфиденциальности не распространяются на условия контракта, которые регулируются действующим законодательством, относительно органов, осуществляющих контроль за их соблюдением.

Несмотря на различную специфику работы по контракту в зависимости от отраслевой принадлежности предприятия, его особенностей, специальности работника структура контракта однотипна. Поэтому, приступая к подготовке проекта контракта с каждым работником, можно использовать типовые формы трудовых контрактов. Приказом Минтруда от 15.04.94 г. № 23 утверждена типовая форма контракта с работником, которой и следует руководствоваться.

Трудовой контракт оформляется в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу и хранящихся у каждой из сторон. При согласии работника копия заключенного с ним контракта может быть передана профсоюзному или другому органу, уполномоченному работником представлять его интересы, для осуществления контроля за соблюдением условий контракта.

Контракт вступает в силу с момента его подписания или с даты, определенной сторонами в контракте, и может быть изменен при согласии сторон, изложенном в письменной форме. Затем оформляется приказ о приеме на работу, который объявляется работнику под роспись. На основании этого приказа вносится запись в трудовую книжку работника.

Срок контракта законом не ограничен, необходимо только зафиксировать его в тексте контракта. Как упоминалось выше, срок контракта может ограничиваться не календарным периодом, а временем окончания работы, для выполнения которой он был заключен.

В теории трудового права различают два вида условий трудового контракта в зависимости от порядка их установления. Это, во-первых, условия, определенные законодательством, которые не могут изменяться по соглашению сторон (если иное не предусмотрено законом) и в силу закона являются обязательными для выполнения. Во-вторых, это условия договора, которые непосредственно устанавливаются по соглашению сторон при заключении контракта. Их, в свою очередь, делят на необходимые и дополнительные (иногда обязательные и факультативные).

Необходимые условия – это условия срока действия трудового контракта, места работы, осуществления трудовой функции, взаимных прав и обязанностей сторон, режима рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда и оснований расторжения трудового контракта.

Следует отметить, что размер выплат по трудовому контракту не может быть менее того, который предусмотрен действующим законодательством, соглашениями и коллективным договором, и зависит от выполнения условий контракта. В контракте могут определяться также условия повышения или снижения оговоренного сторонами размера оплаты труда, устанавливаться дополнительные надбавки и выплаты, премии и вознаграждения при подведении итогов работы за год или за другой период, участие в получении прибыли работодателя (если это не предусмотрено действующим законодательством или его уставом).

Разрабатывая проект, нет необходимости переписывать статьи КЗоТ, но следует подробно описать обязанности работника. При этом необходимо указать объем выполняемых им работ, их последовательность, производственные связи, сроки, конкретные производственные операции. В отличие от трудового договора в контракте дается не только поэлементная характеристика всех обязанностей работника, но и определяется конкретный результат задания, а также может устанавливаться дополнительная ответственность за неисполнение обязательств или недостижение соответствующего результата.

Дополнительные условия могут быть самыми разными, например, о работе на условиях неполного рабочего времени, испытательном сроке, дополнительных материальных и социально-бытовых льготах, предоставлении работнику служебного автомобиля, отпуска без сохранения заработной платы и т. д. Также в контракте определяется режим работы и отдыха работника, при этом продолжительность отпуска не может быть менее установленного законодательством для данной категории.

При заключении контракта следует обратить внимание на предоставление дополнительных гарантий работнику в случае досрочного прекращения контракта по не зависящим от него причинам. Договорная ответственность может устанавливаться в виде специальных расчетов при досрочном расторжении контракта по вине одной из сторон. Можно, например, включить в контракт условие, предусматривающее при досрочном расторжении контракта по вине работодателя выплату работнику выходного пособия в размере двух должностных окладов.

Если контракт расторгается в связи с объективной невозможностью работника выполнять свои обязанности (по уважительным причинам), то взаимные расчеты сторон ограничиваются выплатой заработной платы за фактически отработанное время.

Контракт может предусматривать дополнительные льготы, гарантии и компенсации, не предусмотренные действующим законодательством, за счет средств работодателя, например, выплату дополнительного вознаграждения, предоставление материальной помощи к ежегодному отпуску и т. п., а также дополнительные основания его расторжения. Характерной чертой контракта, которая отличает его от других видов трудовых договоров, является то, что в нем, в отличие от последних, расширен круг условий, устанавливаемых сторонами самостоятельно.

Стороны, договариваясь об условиях контракта, не должны оставлять без внимания, что в соответствии со ст. 9 КЗоТ трудовой контракт не может содержать условия, ухудшающие положение работника по сравнению с действующим законодательством Украины. Трудовое право не допускает взыскание с работника той прибыли, которую работодатель мог бы получить, но не получил в связи с противоправными действиями (бездеятельностью) работника. Поэтому, если такое условие было включено в содержание контракта, оно должно быть признано недействительным. В этом проявляется защита трудовым законодательством заработной платы работника.

Досрочное расторжение контракта достаточно четко регламентировано законодательством и допускается в крайнем случае. Так, если контракт расторгается по инициативе работодателя по основаниям, изложенным в контракте, но не предусмотренным действующим законодательством, увольнение производится согласно п. 8 ст. 36 КЗоТ и при этом согласие профкома не требуется (если таковой есть на предприятии).

Если условия контракта не будут выполняться или будут выполняться ненадлежащим образом, то согласно п. 22 Положения № 170 контракт может быть досрочно расторгнут с предупреждением соответствующей стороны за две недели. По требованию работника контракт подлежит расторжению досрочно в случае его болезни или инвалидности, которая препятствует выполнению работы, а также в случае нарушения работодателем законодательства о труде, невыполнения или выполнения ненадлежащим образом работодателем своих обязанностей по контракту. Увольнение работника в этом случае производится в соответствии со ст. 39 КЗоТ и п. 23 Положения № 170.

При решении вопроса о том, является ли конкретная причина увольнения по собственному желанию уважительной, следует руководствоваться ч. 1 ст. 38 КЗоТ. Такими причинами являются невозможность продолжать работу в связи с переездом на новое место жительства; перевод мужа или жены на работу в другую местность; поступление в учебное заведение; невозможность проживания в данной местности, подтвержденная медицинским заключением; беременность; уход за ребенком до 14 лет или ребенком-инвалидом; уход за больным членом семьи и др. В этом случае трудовой контракт расторгается в срок по просьбе работника.

В соответствии с п. 1 ст. 36 КЗоТ соглашение сторон является универсальным основанием расторжения контракта, на этом основании он может быть расторгнут в любое время, причем проявить инициативу может как работник, так и предприятие. Согласно п. 24 Положения № 170 за два месяца до окончания срока действия контракта по соглашению сторон он может быть продлен или заключен на новый срок, или расторгнут. При этом, в письме Минтруда от 23.04.2003 г. № 06/1-4/66 обращается внимание, что контракт после его окончания не может быть продлен на неопределенный срок на основании положений п. 2 ст. 23 КЗоТ.