Тренинг как развлечение для взрослых

Взрослому часто нужно социальное одобрение своих игр. И если просто так на природу всей организацией за большие деньги не соберешься, то под эгидой тренинга «Тимбилдинг» вроде даже престижно и модно. Дурачиться, соревноваться, выглядеть не солидно здесь разрешают и даже рекомендуют ведущие. И перед друзьями можно похвастаться, что провел для своих «классный тренинг».

После прочтения очередной статьи о пользе/вреде активных тренингов «Тимбилдинг» и знакомства со статистикой того, что в «2005 г. объем этого рынка составил порядка $30 млн, увеличиваясь в среднем на 30% в год», захотелось сказать: «Народ! Вы хоть знаете, за что платите?»

Я не против тренингов «Тимбилдинг». Они нужны и полезны! Повторюсь еще раз: они нужны и полезны! Но у них есть своя ниша и свои ограничения. И, с моей точки зрения, построить команду на этих тренингах нельзя. Эмоционально сплотить, решить какие-то личностные проблемы, поднять «боевой» дух людей в коллективе, встряхнуть ….

Тренинг  как развлечение для взрослых
Это да! Для этого данные тренинги незаменимы. Но реально построить единую команду, которая в контексте решения реальных бизнес-задач будет работать как цельный организм и достигать поставленных целей с помощью такого рода тренингов проблематично. Они могут быть поддерживающими мероприятиями, но никак не основными.

Постараюсь обосновать свой вывод.
Начну с определения. Что такое команда? Каковы критерии, по которым группу людей можно отличить от команды? Давайте вспомним, какие команды мы знаем:

- Команды в любом командном виде спорта (футбол, баскетбол, волейбол и др.)
- Команды корабля (воздушного, морского, космического)
- Команды пожарников
- Команды хирургов, делающих операцию
- И т.д.

Что у всех этих команд общего?
1. Единая и разделяемая всеми Цель.
2. Лидер, задающий ориентиры и/или координирующий работу.
3. Скоординированность действий. Сыгранность. Ритмичность. Знание каждым своего места, действий и времени вступления в работу или игру.

Это три критерия, по которым можно отличить команду от группы. По крайней мере, три основных. Начнем с первого и самого главного критерия – наличие единой и разделяемой всеми цели. Хочется повторить - разделяемой всеми. То есть эта цель является целью каждого.

В организации, как минимум, существует 4 носителя целей:
- владельцы бизнеса
- сам бизнес
- руководители
- сотрудники

В реальной компании неминуемо существуют противоречия, как между этими 4-мя носителями целей, так и в каждой из этих целевых групп. Например:
- Собственники стремятся к максимальной прибыли и ее капитализации. Бизнес требует средства на развитие.
- Собственники стремятся к изменениям и реорганизации. Персонал ориентирован на стабильность.
- Бизнес требует средства на развитие. Персонал требует средства на социальные программы.
- Собственник видит один путь развития предприятия. Наемный топ-менеджер знает и предлагает другой.

Таких целевых противоречий можно обнаружить в организации множество. И эти противоречия «сущностные», то есть они заложенные в сущность бизнеса. Их невозможно решить полностью. Можно только снизить их остроту.

Отсюда вывод. В реальной компании у людей, составляющих эту компанию, различные цели. А если нет единой, разделяемой всеми цели, то создать команду из всего коллектива предприятия практически невозможно. То есть, создать команду из всех сотрудников предприятия невозможно по определению.