Путь от занятого работника до безработного

Не позавидуешь человеку, оставшемуся без работы. И хотя государственная система услуг безработным отработана годами, новичок, выплюнутый из привычной среды занятости, чувствует себя неуютно… Что делать сразу после того, как ты остался без работы, рассказывают читатели "ВЕСТЕЙ", собственноручно (или скорее собственноножно) прошедшие путь от постоянно занятого работника до безработного со статусом.

Понять, что испытывает человек, вдруг оставшийся без работы, может только тот, кто это испытал. Это страх: как выжить, чем кормить детей, как уплатить за квартиру, как справиться со взносами по кредиту… Плюс удар если не по самолюбию, которого у наших жителей уже почти не осталось, а по привычному образу жизни. Ты шел на работу, ты выполнял ежедневные обязанности, традиционно в условные дни получая за это определенное вознаграждение…

— Наш отдел закрывали постепенно, — рассказала бывшая сотрудница столичной посреднической фирмы. — С начала кризиса, чтобы не увольнять людей, снизили зарплаты. Мы, естественно, возмущались. Потом кто–то более мудрый сказал: "Пусть уменьшают зарплату — лишь бы не уволили". Конечно, более активные и менее осторожные коллеги начали укорять сотрудницу в рабской психологии: "Вам, как когда–то советским людям, — лишь бы не было войны. А у нас дети, у нас кредиты, мы не хотим жить хуже…"

А дальше, рассказала Ирина ПЕТРОВА (так назвалась читательница), пошли сокращения, и все 11 сотрудников отдела, идя утром на работу, не знали, кого сегодня коснутся драматические изменения. В течение года отдел потерял 6 человек, но оставшиеся 5 не чувствовали себя уверенно.

— Дошла очередь и до нас, — продолжает читательница. — Понятно, что мы готовы были работать и за меньшую зарплату, главное — не оказаться на улице. Но в один прекрасный день пришла женщина из отдела кадров и принесла нам листочки с извещением о прекращении трудового договора в связи с ликвидацией отдела. Мы подписали — что делать? Старались не думать о будущем, а рассчитывали, на сколько хватит выходного пособия…

Спасибо, до свидания!

Ирина не вдавалась в подробности своей работы — она достаточно специфическая: не секретари, не бухгалтеры, не почтальоны, а вроде бы все вместе. Диплома или сертификата, как нынче принято, ни по одной из этих специальностей у сотрудниц не было — все они пришли в отдел из разных профессий. Должности были условные, зарплаты минимальные (плюс в конверте) и в налаживании будущей жизни явно не могли помочь.

Получив расчет, Ирина не спешила идти на биржу — обзванивала знакомых, интересовалась объявлениями. Все мимо: или предлагали унизительно маленькую зарплату, или ошарашивали кругом обязанностей выше физических возможностей и количества часов в сутках; бывало, место занято или работодатель не внушал доверия… и так далее. И это не капризы соискателя — какое кокетство у человека без работы!

В поисках прошел почти месяц: полученные при расчете деньги ушли на оплату телефона и бесплодные поездки к предполагаемым работодателям. Но очень не хотелось идти на биржу: это значит — признаться, что и ты оказался в армии несчастных и неудачников. Но пришлось.

— Я отправилась в Рижское отделение агентства занятости на Езусбазницас, 11, — продолжает Ирина. — На душе кошки скребли, было неудобно, неприятно, тревожно. Знакомые меня успокаивали банальностями, говорили: не ты первая, не ты последняя, все там будем…

По известному адресу

Здание рижской биржи, или Госагентства занятости (ГАЗ), знают многие, сюда утоптана дорожка десятками, а то и сотнями тысяч безработных нового времени. У подъезда курили мужчины, какая–то девушка растерянно спрашивала, здесь ли становятся в очередь по безработице…

Кто–то сразу уверенно открывал двери, ведущие в вестибюль на первом этаже, явно не впервые поднимался по лестнице. Людской муравейник жил своей особенной жизнью безработных муравьев. Сразу при входе — доска с географией кабинетов: Ирине — на первый этаж. Открыв дверь, она почувствовала дух долгого ожидания, напряженных тел, бедности, неуверенности — так пахнет безнадежность. Люди сидели, стояли, мялись на месте. Но никто не ругался, не требовал свое, не рвался без очереди: здесь свои правила.

Было бы несправедливо сказать, что здесь собрались сплошь бомжи и пьяницы. Да, заметны и склонные к выпивке люди, и неряшливо одетые, и плохо умытые. Но не они создавали общую картину ожидающих.

Вот сидит девушка, симпатичная, модно одетая, глаза тревожно смотрят по сторонам — ей неловко. А вот молодой человек — по виду офисный служащий, он делает вид, что к нему это все не относится. Две женщины среднего возраста о чем–то тихо перешептываются. Люди как люди — только попавшие в переплет.

В очереди сидеть не хотелось, и Ирина стала оглядываться по сторонам в поисках стенда с информацией. Есть. Оказалось, что прежде чем встать на учет по безработице, надо посетить кабинет информации на Езусбазницас, 11, 1–й этаж (тот, перед которым очередь). Можно позвонить по бесплатному телефону 80200206 и записаться к агенту по занятости или написать сообщение по электронной почте: riga.centrs@nva.gov.lv.

Дома она спокойно набрала номер и записалась на прием. Прийти велели в филиал Госагентства занятости на Садовникова, 20. Правда, ее смутило, что звонила она 8–го числа, а прийти велели… 15–го. Ждать пришлось целую неделю. Так вот почему люди сидели и ждали — чтобы быстрее записаться на прием?

Начало пути

Придя в назначенное время по назначенному адресу, читательница увидела, что она не одна — вдоль длинного коридора филиала на Садовникова, 20, сидело достаточно много людей, в том числе перед нужным ей кабинетом. Инспектор посмотрела ее паспорт, налоговую книжку и сделала пометки в базе данных. Ей дали ознакомиться с правилами и спросили: пойдет ли она на информационный час?

— Мне велели точно соблюдать даты посещения биржи, — рассказывает Ирина. — Главное — приходить, если заболел — сообщить об этом инспектору по телефону и запастись оправдательным документом, иначе лишаешься статуса и, соответственно, пособия. Если найду работу — незамедлительно сообщить об этом…

В пятницу Ирина отправилась на информационный час на Езусбазницас, 11, уже на третий этаж — "повысили". Час обернулся двумя часами:

— Собралось много народу, разного возраста. Сразу надо было отметиться, а тем, кто пришел на 5–10 минут позже, напомнили, чтобы они не забыли записаться после окончания консультации. А вот мужчину, опоздавшего на 40 минут, отправили восвояси. Так что не опаздывайте!

Консультации оказались полезными во всех отношениях. Специалисты рассказали, кто может получить статус безработного, какие возможности дает госагентство. Это консультации специалиста по карьере, психолога, уроки повышения своей конкурентоспособности, советы, как выбрать профессию и узнать, в какой сфере ты найдешь лучшее применение своим силам. Рассказали, на каких сайтах искать работу, в том числе в странах ЕС и еврозоны. А также о перспективах повысить квалификацию и получить новую профессию, выучить иностранный язык и подтянуть государственный.

— Я наконец–то узнала, как надо писать CV, — рассказала нам другая читательница, Елена СМИРНОВА, ранее работавшая секретарем в турфирме и тоже побывавшая на информационном часе. — Это не автобиография, как было раньше. По форме, которая есть в Интернете, ты отбираешь из своей трудовой и образовательной биографии те выгодные моменты, которые могут тебе помочь найти нужную работу. Здесь же указываешь образование по профессии, знание языков, навыки вождения автомобиля, другие знания и сертификаты, которые могут заинтересовать работодателя…

Информация о том, как надо идти на встречу к работодателю, может пригодиться каждому.

— Если вы идете наниматься деревообработчиком, например, и наденете белую рубашку и галстук, — учила специалист, — работодатель не увидит у вас данных для такой работы. В этом случае лучше одеться просто… Бывает так, что работодатель приглашает всех претендентов прийти в одно время — он смотрит, как люди ведут себя в стрессовой ситуации, как входят в контакт с людьми, кто лидирует, кто жмется в уголке. Так нас и выбирают…

Полезной была информация для тех, кто нашел работу. Если с вами заключили договор на неопределенное время, но что–то не сложилось, то вам придется заново становиться на учет по безработице (а чтобы получить пособие, необходимо проработать не менее 9 месяцев в течение последнего года). Если же вы устроились по договору на конкретный период (не более 58 дней), то в случае неудачи с работой вам восстановят статус.

Ждите, будет…


Чтобы оформить пособие, необходимо посетить филиал Государственного агентства социального страхования (ГАСС). С собой надо взять паспорт, налоговую книжку и обязательно трудовую, если она у вас есть. И не забудьте снять с нее копию. Был звонок в редакцию от читателя, который расстроился, что не сделал копию трудовой книжки, и ему пришлось повторно идти в отделение ГАСС Латгальского предместья Риги на улице Фридриха и опять стоять в очереди.

— Первый раз я отстоял час, второй раз — три часа, — рассказал Игорь МИРОНОВ, потерявший работу водителя. — Там по каждой беде своя очередь: одни номерки идут за родительскими пособиями, другие — за пенсиями, есть предпринимательская очередь. Вижу — все идут один за другим, только безработные сидят, не двигаются. Я не выдержал и пошел в зал к инспекторам, а они отвечают, что у них некому работать. Так что не забудьте заранее сделать копию трудовой книжки…

Информацию о своем стаже и назначенном пособии Ирина получила почти через месяц после дня регистрации на бирже. Ей прислали расчет продолжительности трудового стажа с советских времен и раскладку ее зарплат за последний год.

Согласно закону, при расчете пособия по безработице не учитываются два месяца с самой низкой и два месяца с самой высокой зарплатой в этот период. В письме была приведена формула, по которой считалось пособие, и разъяснение. Ей насчитали 3,836 лата за один календарный день.

Такова премудрость безработного статуса. Сейчас Ирина ожидает свое первое пособие и волнуется: прошло уже больше месяца с того дня, как она встала на учет, а дату выплату назначили — до 25–го числа каждого месяца. Она жалеет, что сразу после увольнения не встала на учет — уже бы получила первое пособие. В ее планах в новом статусе — посетить психолога на бирже: может быть, специалист ей подскажет, какую профессию ей стоит изучить, чтобы заново вписаться в рынок труда, как себя вести, предлагая свои услуги… Страшно искать, еще страшнее знакомиться с новым хозяином, сложно осваивать другую работу, находить общий язык с новым коллективом…

В поиске


Игорь рассказал, что он записался к консультанту по работе в странах ЕС — может быть, хоть там не надуют, и он найдет работу где–нибудь в Германии: неужели там водители не нужны?

А вот менее оптимистичный отклик.

"Я медсестра, мне еще 40 лет, но, похоже, что придется переквалифицироваться в продавцы в какой–нибудь торговой сети, где всегда требуются работники, — пишет Кристина М. — Частную поликлинику, где я работала несколько лет назад, закрыли. Я сунулась туда–сюда, помня, что медперсонала никогда нигде не хватало. Увы, все места заняты, причем достаточно молодыми сестрами — так что ждать вакансии, которая освободится за счет того, что кто–то уйдет на пенсию, не приходится. Бывает, что медсестра требуется в больнице, но там нужна 3–я категория знания латышского языка, а у меня — при свободном владении языком — только 2–я. Сдать на 3–ю, судя по заданиям, которые предлагают на экзамене, очень сложно…"

Кристина рассказала, что уже третий год отмечается в агентстве занятости, и все, что ей предложили за это время, — курсы косметологов, которые организовала частная компания, правда, с последующим предоставлением работы. Но ей это предложение не показалось перспективным, тем более что она хочет продолжать работать по специальности. "Неужели и мне придется уезжать?" — спрашивает читательница.

Наверное, есть много факторов, которые помогают или препятствуют устройству на работу. Главный из них, конечно, — отсутствие таковой. Но тем не менее надо использовать и шанс, который дает государство в виде бесплатных консультаций. Как сказал кто–то из безработных: "Хоть в первый раз в жизни поговорю с психологом…"

телефон

80200206 — бесплатный телефон Государственного агентства занятости.

знай!

Пособие по безработице выплачивается в следующем порядке: первые три месяца в размере 100% начисленного пособия, вторые три месяца — 75%, третьи три месяца — 50% от начисленной суммы…

факт

Уровень безработицы в конце января повысился до 10,9% от общего числа экономически активного населения Латвии, месяц назад он составлял 10,5%. Это значит, что в январе стало на 3 436 безработных больше (от 104 052 безработных в начале месяца до 107 488 в конце).

Это явление специалисты ГАЗ объясняют двумя факторами: каждую зиму в течение последних шести лет число безработных увеличивается, а весной с началом сезонных работ — уменьшается.

Вторая причина — изменения в законодательстве. С 1 января 2013 года закон продлил период получения пособия по безработице до 9 месяцев для всех — вне зависимости от стажа, как было ранее. Вот люди и отложили дату похода в агентство трудоустройства до лучших времен, то есть до января 2013 года…