Что дает студенческая стажировка?

Помимо получения постоянной работы стажировка дает студентам возможность понять, правильно ли они выбрали свою будущую специальность и какое направление профессиональной деятельности им больше по душе. Кроме того, в большинстве случаев стажерам выплачивается небольшая стипендия.

Правда, иногда студентам предлагают пройти стажировку бесплатно или даже за их собственный счет - в том случае, если предполагается, что стажер получает больше пользы, чем сама компания. Какой смысл компании вкладывать время и силы в начинающих специалистов без опыта работы, отдача от которых на первых порах выглядит сомнительной? Как говорят сами стажеры, на данном этапе для них главное не деньги, а опыт, знания и перспективы.

- Я выполнял обычную работу ассистента аудитора: общался с клиентами, проверял некоторые участки бухучета, - говорит Захар Шалумов, специалист отдела аудита Ernst&Young, начавший свою работу в компании с четырехмесячной стажировки. - Задания были как рутинные (проверка на арифметику, заполнение унифицированных форм и/или шаблонов), так и творческие (выявление слабых и сильных мест клиента, расчет коэффициентов и оценка/анализ бизнеса клиента, причем не только в бухгалтерии или финансовом отделе, но и в общем по организации). У меня был свой довольно обширный участок работы, за который я отчитывался перед экспертом и менеджером. Разумеется, если у меня было свободное время, и меня просили помочь (или я сам видел, что кому-то нужна помощь), я помогал. Сотрудники компании относились ко мне очень тепло и радушно, всегда отзывались на мои просьбы - многие из них сами были стажерами и помнят, что это такое. Сейчас я выполняю более сложные задания по аудиту некоторых участков учета, написанием отчетов, общаюсь с клиентами - в общем выполняю те же функции, что и во время стажировки, только с большей эффективностью, поскольку у меня уже есть опыт в данной области. Вообще, если говорить о перспективах работы штатным сотрудником, то они не однозначны - не все стажеры остаются в компании, хотя они и вкладываются целиком в работу. Причина, скорее всего, в том, что они не срабатываются с непосредственными руководителями.

Какую же реальную выгоду представляет сотрудничество со стажерами для самой компании? Во-первых, это прекрасный способ решения кадровых проблем, как в настоящем, так и в будущем. В краткосрочной перспективе компания получает временного сотрудника для работы в проекте или для помощи в текущих делах (что позволяет не отрывать других сотрудников от более ответственных заданий), а в долгосрочной - постоянного штатного сотрудника. За время стажировки специалистам компании предоставляется возможность понаблюдать за студентом в процессе работы и выявить его личностные и деловые качества, в том числе и отношение к порученной работе, ответственность за результат, умение распределять свои время и силы. Кроме того, в лице бывшего стажера компания сможет получить сотрудника, адаптированного к ее темпу и стилю работы.

К сожалению, еще рано говорить о сформировавшемся в России рынке труда стажеров. На сегодня можно говорить лишь об устойчивом предложении со стороны студентов-старшекурсников и недавних выпускников и стабильном спросе компаний на их услуги. Но ни те, ни другие не владеют полной информацией друг о друге. Большинство студентов не знают, как найти компанию для прохождения стажировки, а руководство компаний не хочет излишне тратиться на поиск стажеров. Чаще всего потенциальные стажеры и работодатели находят друг друга через личные контакты или вузы. Но помощь вузов часто бывает малоэффективной, потому что в них главный критерий отбора студентов - успеваемость, а не личностные качества.

У компаний есть два пути поиска и отбора потенциальных стажеров: искать кандидатов своими силами (через собственную программу стажировок или личные связи) или воспользоваться услугами посредников.

Во многих крупных компаниях, таких как Ernst&Young, BAT Russia, Mars, L'Oreal, 'Юкос', разработаны собственные программы стажировок. Такие программы, как правило, актуальны в случае нехватки квалифицированных кадров в условиях динамичного роста компании. Важно отдавать отчет, что инвестиции в обучение стажеров приносят прибыль лишь через некоторое время, поэтому программа стажировок выгодна в перспективе как часть вклада в будущее компании.

- Цель студенческой программы LUXOFT, которая стартовала летом 2000 года под названием 'Твоя карьера в ИТ-индустрии', - поиск талантливых студентов выпускных курсов технических вузов Москвы, лучшие из которых приглашаются на стажировку в компанию с перспективой дальнейшей работы в ней, - рассказывает Кира Лопаткина, менеджер по подбору персонала российской компании LUXOFT (группа IBS).

Схема отбора стажеров довольно стандартна: компания проводит презентации в вузах или на ярмарках вакансий, на которых все желающие пройти стажировку отдают свои резюме представителю компании или заполняют анкеты. Основными критериями отбора являются знание английского или любых других иностранных языков (при этом студент должен обязательно иметь сертификат, подтверждающий знание языка), академическая успеваемость, соответствие специализации кандидата специфике работы компании.

Через несколько недель кандидаты, чьи анкеты оказались лучшими, получают приглашение на следующий, очный этап отбора, который может включать собеседование, тесты, кейс-стади, групповые дискуссии. При помощи таких инструментов выявляются наиболее ценные для работодателей качества: целеустремленность, настойчивость, организованность, коммуникабельность. После прохождения этого этапа кандидаты направляются на тренинг, продолжительность которого варьируется от нескольких часов до нескольких недель.

В Ernst&Young при отборе стажеров используются стандартные тесты на логику и работу с числами, которые также применяются в Mars, Pricewaterhouse, Procter&Gamble и других компаниях. Английский язык проверяется при помощи аудирования и письменного теста. После этого проводится собеседование с линейным менеджером и HR-директором.

- Программа LUXOFT включает в себя серию масштабных акций, которые проводятся среди выпускников лучших технических вузов Москвы, - рассказывает Кира Лопатина. - На презентациях мы рассказываем студентам о нашей компании, ее опыте, планах на будущее и существующих вакансиях. Заполнив специальную анкету, каждый студент может принять участие в конкурсе на получение возможности пройти стажировку в LUXOFT. Анкеты, заполненные выпускниками, тщательно изучаются специалистами Производственного департамента и Службы персонала компании. Студенты, чьи знания и квалификация максимально отвечают нашим требованиям, приглашаются на интервью и проходят серию специальных тестов. Победителям предлагается пройти стажировку в LUXOFT.