Личностные характеристики стажера

Какими личностными характеристиками должен обладать стажер?

Невозможно, конечно, обладать всеми необходимыми качествами, которые вбирает в себя портрет идеального работника. Но в зависимости от характера работы некоторым характеристикам кандидата уделяется приоритетное внимание. Так, от стажеров, работающих с базой данных, требуется прежде всего уверенное владение компьютером, скрупулезность и аккуратность. Коммуникабельный же стажер, имеющий аналитические способности и желание развиваться, может претендовать на позицию специалиста по исследованию рынка (researcher).

Самостоятельный отбор стажеров не обязательно предполагает программу стажировок - это могут быть и единичные случаи возникновения потребности в стажерах. Например, когда компании Ward Howell для работы над проектом срочно потребовались дополнительные сотрудники, были отобраны три стажера, один из которых остался в штате.

В роли посредников между студентами и компаниями могут выступать работающие со стажерами рекрутинговые компании, службы карьеры при вузах (или даже деканаты), а также студенческие организации, помогающие компаниям организовывать свои презентации в профильных вузах и проводить отбор студентов.

Вообще студенческие организации - это ценный ресурс для кадровой службы любой компании. Самые крупные из них - международные некоммерческие ассоциации AIESEC и IAESTE не только помогут установить контакт со студенческой аудиторией, но и организуют стажировку иностранного специалиста в российской компании.

Какую ценность имеют иностранные стажеры для компаний?

- Иностранные стажеры и российские - это две разные ниши, - рассказывает Андрей Ягафаров, менеджер по работе с клиентами AIESEC. - Иностранный стажер - это уже не студент, а молодой профессиональный специалист с опытом работы, который привносит в компанию свои уникальные навыки и опыт, отсутствующие в России. Именно в этом и состоит ценность иностранного стажера: он может не только сделать то, что не под силу многим российским специалистам, но и обучить их своему стилю работы. Конкуренцию иностранным стажерам могут составить только российские специалисты с международным опытом (стажировка, образование). Но такие специалисты, в отличие от стажеров, как правило, очень высоко оплачиваются. Главные отличительные особенности иностранного стажера заключаются именно в его 'иностранности': знании языка, культуры своей страны, некоторых ее особенностей, наличии международного опыта. Следовательно, если работа в компании не требует высокой квалификации и не связана с внешнеэкономической деятельностью, выгоднее приглашать российского стажера.

К примеру, компания 'Геолинк' пригласила голландского специалиста для исследования рынка данной страны в отрасли гидрогеологии, составления предложений для голландских компаний, работающих в данной области, и проведения первичных переговоров. В данном случае голландский специалист особенно ценен был для компании знанием рынка своей страны, ее языка и культурных особенностей. Особую роль играл и психологический фактор: предложение, о сотрудничестве, присланное из России, но написанное соотечественником, заставляет адресата более внимательно отнестись к самому предложению.

- Для российских компаний иностранный стажер является дополнительным конкурентным преимуществом, - говорит Дмитрий Красов, вице-президент AIESEС. - Во-первых, он высоко мотивирован, поскольку приезжает в Россию с определенной целью - работать. Во-вторых, у него иной уровень образования, ведь на Западе экономическое образование имеет более прочную основу, а российские вузы часто не могут предоставить, например, специалистов в области GAAP. Правда, у сотрудничества с иностранным стажером есть и свой минус - относительно высокая стоимость такого специалиста. В то время как российский стажер обходится в среднем не более чем в $150-200 в месяц, заработная плата иностранного стажера начинается от $400 для Москвы и от $200 - для регионов. Кроме того, не каждый иностранный стажер сможет остаться в России, чтобы продолжать работу в компании на постоянной основе.

Итак, подводя итоги, можно сказать, что проведение любых стажировок - это, в первую очередь, решение проблемы нехватки персонала и стратегические инвестиции в кадровый резерв компании. Чтобы предприятие не переставало развиваться, в него должны постоянно приходить новые люди. И компании, берущие на работу молодых специалистов, делают существенный вклад в свое будущее.