Отделы человеческих ресурсов

В советское время должность инспектора отдела кадров рассматривалась как тупиковая и занималась иногда от безысходности. Отсутствие профессиональной подготовки и соответствующей профессиональной квалификации снижало авторитет кадровых работников в глазах руководителей. В условиях рыночной экономики она трансформировалась в менеджера по персоналу, директора по персоналу, HR-менеджера и т.д.

В западных компаниях отделы человеческих ресурсов занимаются многими вопросами и играют основную роль в организационном развитии. Их руководители являются, как правило, вице-президентами своих компаний и отчитываются непосредственно перед их руководителями. Возрастают роль и значение службы управления персоналом и в российских компаниях (см. журнал «Карьера», №11, 2000).

А какими же личными качествами должен обладать менеджер по персоналу? Исследователи отличают «11 ключевых областей компетентности»1, которые объединены в три группы.

Личная порядочность

1. Этичность - уважение прав личности, ответственность за взятые обещания, надежность, честность, справедливость.

2. Добросовестность- высокие требования к результатам своей работы.

3. Рассудительность- способность принимать разумные, реалистичные и обоснованные решения.

Целеустремленность и продуктивность

1. Результативность - ориентация на конечный результат.

2. Настойчивость - способность преодолевать ограничения, накладываемые сложившейся ситуацией.

3. Преданность организации и деловая ориентация - готовность следовать нормам организации, увлеченность работой и ответственность за качество своей работы.

4. Уверенность в себе- готовность и умение решать неординарные задачи.

Навыки командной работы

1. Командная ориентация - понимание необходимости совместной деятельности и умение работать во взаимодействии с другими.

2. Контактность - умение устанавливать деловые и творческие отношения с партнерами.

3. Коммуникабельность - умение использовать устную и письменную речь, стилистические и иные выразительные средства для воздействия на партнеров и достижения взаимопонимания.

4. Умение слушать - способность воспринимать, усваивать и использовать информацию, извлекаемую из устной коммуникации.

Итак, если вы обладаете вышеперечисленными качествами, знаете вопросы права, кадрового делопроизводства, владеете методиками отбора персонала, знакомы с основами психологии и педагогики - вы на верном пути в позиционировании себя на должность менеджера по персоналу. И кто знает, может быть, и вы займете достойное место среди лучших менеджеров по персоналу России. Удачи!