Когда у организации возникает потребность в маркетологе?

Основной сферой деятельности специалистов по маркетингу является любой процесс и его динамика, отсюда- практически любая организация в той или иной степени использует методы и функции маркетинга в своей деятельности. При этом отмечу, что организация, производящая товар или услуги, а также все предприятия торговли просто обязаны для эффективной деятельности иметь в своем штате отдел маркетинга. Кроме того, маркетинговые функции в управлении рынками (товара, труда и т.д.) должен выполнять профессионал. Появиться специалист по маркетингу должен уже на стадии подготовки к открытию предприятия и выбора области его деятельности. Исследования, проводимые маркетологом, помогут организации принять правильное управленческое решение и занять свою нишу на рынке товара (услуги). Вначале я упоминал стратегический маркетинг. Так вот именно в начальной стадии (стадии становления) предприятия, когда разрабатывается его «философия», приоритет направления деятельности (бизнес-план), маркетолог на основе анализа рынка, конкурентоспособности товара, финансовых затрат определяет или корректирует дальнейшую жизнеспособность товара и самого предприятия на рынке. Руководству предприятия нужно сразу понять, что маркетинг «пронизывает» всю деятельность фирмы снизу доверху, подчиняя управленческие и иные внутренние функции предприятия одной цели - получению прибыли. На каждой жизненной стадии предприятия используются различные виды (концепции) маркетинга, поэтому на следующей стадии развития предприятия (стадии роста) задачей маркетолога в большинстве российских организаций является наработка новых рынков сбыта товара и передача готовых торговых схем в отделы сбыта, что получило название активного маркетинга. На последующих стадиях развития фирмы задачей маркетолога становится работа по поддержанию стабильности спроса на товар (услугу) и изыскание новых секторов сбыта, а также организация постоянного мониторинга пожеланий покупателей по товару (услуге).

Таким образом, труд маркетолога в организации является необходимым для достижения эффективности деятельности любой организации и на любой стадии ее развития. Но при этом работа маркетолога не всегда может служить 100%-ной гарантией от возможных проблем организации, если изначально, на стадии становления, маркетолог не участвовал в составлении бизнес-плана или просто не были проведены маркетинговые исследования. Также деятельность предприятия не будет эффективной, если маркетинг будет преследовать какие-то локальные цели, например, увеличение сбыта одного наименования продукции, а не затрагивать деятельность организации в целом. Приведу реальный пример. Одно из предприятий по производству химической продукции уже имело у себя подразделение, осуществляющее наработку новых схем сбыта (активный маркетинг), в то время как разработкой новых направлений никто не занимался. В итоге в течение полутора последующих лет в сбыте практически всех видов химической продукции произошел серьезный спад, из-за которого пришлось свернуть ряд производств.

Помимо штатной работы специалиста по маркетингу, существует еще ряд возможностей по трудоустройству для специалиста в этой области. В последние три года в России, и особенно в Москве, появилось множество консалтинговых и чисто маркетинговых фирм, проводящих исследования под конкретный заказ. Эта работа отличается от штатной прежде всего тем, что она, как правило, не является постоянной в силу того, что фирмы набирают персонал под конкретный заказ, но в то же время заработная плата за работу, произведенную в рамках этого заказа, может превышать штатную зарплату аналогичного специалиста, работающего в иной организации в два-четыре раза дольше. Но на нее могут рассчитывать, как правило, высококвалифицированные специалисты в области маркетинга, владеющие методами теоретического маркетинга и их практического воплощения, со стажем работы в этой области не менее трех лет.