Дефицит маркетологов

В силу того что должность маркетолога подразумевает оснащение достаточно серьезным арсеналом знаний не только в области маркетинга, но и в области экономики, рекламы, психологии, менеджмента и др., восемь-десять свободных должностей по маркетингу, которые можно найти в любом издании, публикующем вакансии, заполняются обычно в течение 2-3 недель, так как реальных специалистов в этой области в среднем в два раза меньше, чем вакансий. Не откликайтесь на объявления, где указывается работа «в области маркетинга», потому что это может быть сетевой маркетинг. Часто в этой рубрике размещают объявления о приеме на работу сотрудников для изучения общественного мнения. Если вы - студент или начинающий маркетолог, то такой старт в вашей карьере совсем не повредит, так как по сути это маркетинговое исследование. Специалист по маркетингу является достаточно высокооплачиваемой фигурой. В небольшой организации, например в магазине, ежемесячная зарплата маркетолога может достигать 6000 рублей. В организациях среднего размера ежемесячная минимальная зарплата маркетолога - 10 000 рублей, и наконец, в крупных компаниях, банках, торговых сетях маркетолог получает на руки от 20 000 до 35 000 рублей. В иностранных фирмах и консалтинговых компаниях зарплата может достигать и 50 000 рублей в месяц, но не нужно забывать, что столько могут зарабатывать только специалисты экстракласса с образованием, полученном в одном из зарубежных вузов, как правило, со степенью «магистр делового администрирования» и опытом работы в области маркетинга не менее пяти лет.

Для осуществления своих обязанностей маркетологу необходимо только специальное образование. В основном специалисты в области маркетинга, работающие на этой должности более пяти лет, имеют либо образование, полученное за рубежом, либо базовое экономическое или техническое образование и большой практический опыт работы в этой области. В России образование в области маркетинга появилось в середине 90-х гг., когда многие экономические вузы начали организовывать у себя факультеты маркетинга с дисциплинами, необходимыми для практической работы. Но, по моим оценкам, для маркетолога более предпочтительно получение второго высшего образования в области маркетинга или прохождение курсов повышения квалификации. При этом имеющееся базовое образование (экономическое, социологическое или техническое), связанное с получением знаний в области высшей математики, статистики, теории вероятности (около 500 часов), наиболее полно подходит для усвоения программы по маркетингу.

Для маркетолога, по сравнению с представителями других специальностей, практически не важны перспективы должностного роста, так как смысл его деятельности от этого практически не меняется. Для маркетолога важен прежде всего собственный статус в организации. Целесообразно подчинение маркетолога непосредственно первому лицу организации. При ином подчинении деятельность маркетолога теряет свою независимость, так как в силу любого другого подчинения результаты его работы могут искажаться на следующем управленческом уровне в целях сокрытия своих ошибок в стратегической области.