Секрет долгожительства профессии коммивояжера

Профессия коммивояжера существовала всегда. В разные времена она пользовалась большим или меньшим успехом, приобретала разные формы и названия, но никогда не исчезала. "В чем секрет такого долгожительства?" - спросите вы. Ответ прост. Пока существует закон спроса и предложения, это самый легкий способ реализации товаров, и плюс к тому - возможность заработать неплохие деньги. Коммивояжер - это тот же магазин, только действует он по знаменитому восточному принципу: "Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе".

Скорее всего, возникновение этой профессии можно отнести к появлению частной собственности. В те давние времена люди обменивались в основном предметами быта и оружием. Подобным образом распространялось использование керамики, лука и стрел и пр. Иногда обходились без торговли - одно племя истребляло другое и пользовалось завоеванными трофеями. Несколько позже появились первые мудрецы-скитальцы. Они ходили от племени к племени и в обмен на пищу показывали различные способы добычи огня или изготовления более совершенного оружия. Несмотря на очевидную пользу, которую они приносили племени, таких скитальцев нередко опасались, стараясь избавиться от них.

Натуральный обмен не позволял вести широкую торговлю, и настоящая коммерция расцвела уже с возникновением денег. Первые коммерсанты и торговцы не пользовались большим уважением. В Древнем Риме название "продавец" произошло от слова "жулик", а покровителем купцов и торговцев считался Меркурий, ветреный бог торговли. Однако это не мешало римлянам пользоваться услугами этих же коммерсантов: если есть предложение, значит, есть и спрос.

Представители типично русского продавца-скитальца - коробейники и офени. Существовали они с XII века, вплоть до революции 1917 года. Это своего рода торговая секта со своими правилами чести и даже своим языком, "чтобы легче и удобней скрывать от других собственные намерения и поступки в торговых делах"! Изначально объектом продажи офеней были лубочные картинки и книжки. Каждый издатель лубочной литературы старался заручиться как можно большим числом офеней. Причем привлекались они разными способами: широким кредитом на выгодных условиях, трактирными угощениями, подарками и разными услугами.

Большую часть года офени проводили в странствиях. Сезон открывался в сентябре - октябре и заканчивался к Масленице. Однако бывало так, что некоторые любители путешествий странствовали не один год. Прежде всего офеня интересовался урожаем в той или иной области: чем лучше и обильней урожай, тем больше и выгоднее торговля. Маршруты сохранялись в строжайшей тайне, в результате чего на одной ярмарке бывало встречались до 20 офеней. Естественно, это не лучшим образом отражалось на их торговле.

Заветная мечта каждого офени - открыть "новые места". Один офеня по фамилии Шилов открыл такой уголок где-то в Сибири. Через три года успешных продаж он располагал капиталом в 25 тысяч рублей! Однажды, будучи в подпитии, он поведал о своих угодьях какому-то купцу и – потерял свои доходные места.

Каковы же были отношения между крестьянами и офенями? Чаще всего крестьяне рады были видеть офеню. Он и товар новый покажет, и новостями побалует. "Мужичку вольготно принять у себя в избе, не слезая с печи, офеню, в лице которого он встречает своего же собрата и товарища. По своему вкусу он выберет книжку, азбуку; если в семье нет денег, офеня выведет его из затруднения, променяв свой товар на лен, холст или хлеб. Его принимают, как дорогого гостя: дают ему ночлег, приют; накормят не только его самого, но и его лошадку, еще и на дорогу дадут кусочек хлебца. Офеня, в свою очередь, не скупится, и за радушный прием подарит хозяевам книжку или картинку". Кстати, офени являлись единственными посредниками между народом и печатным словом. Если бы не они, то мы, наверное, до сих пор не знали бы, что такое грамотность.

В конце XIX века на смену офеням приходит новый тип предпринимателя - коммивояжер. Профессия эта необычайно разнообразна. Чаще всего коммивояжерами считают коробейников, однако это заблуждение. Профессия коробейника гораздо более узкая, чем у коммивояжера: он просто реализует конкретный товар. Задача коммивояжера несколько иная - не продать товар на месте, а найти потенциальных покупателей и рынки сбыта. Так как он является сотрудником компании, то чаще всего его деятельность носит рекламно-ознакомительный, презентационный характер. Обычно у него при себе есть каталог или образцы продукции. Его главная цель - заинтересовать, а потом уже продавать. "Реклама - двигатель прогресса". Примечательно, что с помощью коммивояжеров распространяли по большей части новые, еще не нашедшие своего покупателя товары. Если бы не их просветительская деятельность, то кто знает, когда бы мы стали использовать швейные машинки Зингера или зубные щетки и пасты? Первые газеты и журналы, не говоря уже о книгах, распространялись только через коммивояжеров. А ведь когда-то эти настолько привычные для нас вещи с огромным трудом находили спрос среди наших прабабушек и прадедушек.

Дореволюционную Россию коммивояжеры почти миновали. Их труд использовался в основном в западных районах страны. В польском городе Лодзь– центре хлопчатобумажного производства - с помощью коммивояжеров реализовывалось до 80% продукции. Они разъезжали по городам и ярмаркам, заключая от имени своих хозяев крупные торговые сделки.

Чем зарабатывает коммивояжер? Основу его заработка составляет процент от сделки (в редких случаях им назначают зарплату). Казалось бы, математика простая - чем больше продал, тем больше получил. Однако опытный коммивояжер никогда не станет злоупотреблять продажами. Ему необходимо наработать постоянную клиентуру, и тогда большой доход обеспечен. Заработать большие деньги не сложно. В этой профессии главное - стабильность. Иногда коммивояжер намеренно не будет предлагать свой товар и ограничится ознакомительной деятельностью, предоставляя клиентам время для размышлений. Позже, уже войдя в их доверие, он сможет заключить выгодную сделку.

Размер заработка зависит исключительно от индивидуальных способностей коммивояжера. Если он активен, не ленив, обладает творческим мышлением, хорошо владеет речью, отлично разбирается в людях, знает к ним подход, то заработок легко может превышать доход конторского служащего (в среднем 5-6 тысяч рублей в год). Во многом дела его зависят от удачи. Случаются моменты, когда месяцами не бывает крупных сделок, а бывает и так, что за неделю он получает свой месячный, а иногда даже годовой доход.