Внимание работодателей

Работодатели в первую очередь обращают внимание на то, насколько человек соответствует климату фирмы, называемому ныне корпоративной культурой. Корпоративная культура, то есть культура организации — кредо, закрепленное в этическом кодексе фирмы, внутренний пиар, стиль управления, философия, а также внутрифирменные стандарты, которые призваны создавать микроклимат в коллективе, а значит, поддерживать репутацию и конкурентоспособность компании на рынке профессиональных услуг.

Почему же в рекламных агентствах и других творческих организациях корпоративная культура одна, а в адвокатуре — другая? Чем отличается корпоративная культура разных рекламных агентств? Что определяет это отличие?

Рассмотрим примерные истоки корпоративной культуры. Что самое главное в бизнесе? Прибыль и рост прибыли. В рекламном агентстве прибыль приносят творческие молодые мозги. Быть может, это звучит несколько странно, но вспомните термин «утечка мозгов». От них зависит возможность выиграть тендер.

Выиграл тендер — получил клиента, а значит, и прибыль. Поэтому кредо рекламного агентства могло бы звучать так: «Творческую энергию — клиенту! Наш интеллектуальный капитал принадлежит клиенту. Поэтому мы 24 часа в сутки генерируем творческие идеи, которые помогают клиенту продвигать свой продукт на рынке и позволяют ему попасть в первые ряды в мире бизнеса». А фирменные (корпоративные) стандарты можно выстроить по определенной схеме, например:

# отношение к клиенту;

# поведение при клиенте (вежливое);

# отношения с коллегами (уважительные);

# рабочее место (аккуратное);

# имидж сотрудника (креативного и менеджера) и т. п.

Одно из правил для креаторов (или, как их еще называют, творцов) можно сформулировать так: «Делай все в срок. Не ссылайся на отсутствие вдохновения». Поведение при клиенте: «Говори на языке, понятном ему». Отношения с коллегами: «Старайся создавать благоприятную атмосферу уважительным и добрым отношением к другим сотрудникам». Имидж: креатор может позволить себе свободный стиль, но при встрече с клиентом должен выглядеть опрятно. Менеджер идет на встречу с клиентом в галстуке.

Это, разумеется, лишь примеры стандартов, какие могли бы сформироваться в рекламном агентстве. Главное — подчеркнуть сущность организации в оформлении офиса, в стиле одежды, в мобильном реагировании и т. п. Реклама — бизнес молодых, энергичных, творческих людей. Это в полной мере должна отражать корпоративная культура.

Вернемся теперь к юноше-юристу. Зачем молодому человеку носить солидный костюм? Почему бы не надеть джинсы и не развалиться на стуле? Не пообщаться на студенческом сленге? Потому что он может не вписаться в корпоративную культуру, а это значит — не получит работу.

Специалисты в области банковского дела, юриспруденции, служащие госструктур традиционно консервативны в одежде и поведении, что объясняется необходимостью внушить общественности уверенность в стабильности, основательности, каменной незыблемости своего дела.

Как-то я повстречала знакомого, с которым мы некогда были членами одной молодежной компании. Теперь это солидный немногословный человек, одетый в дорогой классический костюм. И когда я заговорила с ним как и прежде, запросто, он поставил меня на место: попросил обращаться на «вы» и по имени-отчеству и любезно предоставил визитную карточку. Взглянув на последнюю, я поняла, с кем имею дело: передо мной был адвокат, носитель корпоративной культуры своего клана.

Человек, обращающийся за помощью к юристам, рассчитывает прежде всего на надежность и гарантии. Поэтому кредо адвокатского бюро могло бы звучать так: «Клиенту — надежную защиту! Где бы он ни был, мы всегда поддержим его, потому что у нас работают профессионалы высокого класса, честные, нравственные, прекрасно знающие закон и с уважением относящиеся к правам любого вне зависимости от его национальности, пола, цвета кожи, места жительства…». Такая формулировка подчеркивает надежность, неспешность, уважение к человеку, оказавшемуся в неординарной ситуации.

Приходя в банк, мы хотим быть уверены, что здесь сохранят наши сбережения. Этому должно способствовать абсолютно все: внешность сотрудников, стиль их общения между собой и, главное, с клиентом, интерьер, — одним словом, фирменные стандарты, разработанные администрацией и коллективом.

О госструктурах и говорить нечего. Государственные служащие обязаны внушать уважение всей стране и всему миру. Однако наши депутаты выглядят отнюдь не блестяще. Остается только разводить руками, глядя на мохеровые кофты на шестидесятилетних женщинах и на пышные банты в их волосах, на расстегнутые пиджаки и короткие галстуки на мужчинах. А уж речи и манеры… Короче, имиджмейкеры отдыхают.

Сделаем вывод: корпоративная культура во многом зависит от сферы профессиональной деятельности фирмы. Творческая она или консервативно-классическая? Подвижная как ртуть или зиждется на каменном основании? Шоу-бизнес или банк? Физики или лирики?..