Компетенции для успеха в работе

Статьи о работе В процессе консультирования менеджеров по персоналу по вопросам оптимизации работы с кадровым резервом, мы применяли различные диагностические инструменты: ассессмент-центр (для топ-менеджеров), интервью на основе компетенций, анализ анкетных данных. Для оценки карьерного потенциала работников использовался «Опросник мотивации к карьере» (см. Приложение в формате .pdf, Приложение в формате .rar), разработанный американскими учеными Р. Дэй и Т. Аллен (R. Day, T. Allen). При принятии решений по конкретным сотрудникам, помимо оценки профессиональных умений и навыков, проводилась оценка блока психологических качеств личности.

При подготовке к проведению ассессмент-центра мы выделили ряд компетенций, важных для достижения успеха в работе:
гибкость мышления;
системность мышления;
эффективность в общении;
целеустремленность;
готовность к изменениям;
обучаемость;
видение перспективы;
способность к рефлексии;
ориентация на результат.

Для каждой из этих компетенций был разработан перечень поведенческих индикаторов. В ходе дальнейшей работы были составлены «эталонные» профили необходимых компетенций по каждой из должностей. По результатам проведенных ассесcмент-центров был оценен уровень сформированности основных должностных компетенций работников. Мы также предложили работникам произвести самооценку по выделенным компетенциям. Сравнение трех полученных показателей — экспертной оценки, самооценки и эталонных профилей — позволило сделать заключение о соответствии или несоответствии оцениваемых сотрудников требованиям конкретных должностей и определить потребность в обучении. По результатам проведенной работы была сделана оценка карьерного потенциала каждого из сотрудников и разработаны рекомендации по планированию его дальнейшей карьеры.

Компетенции для успеха в работе
В качестве дополнительного исследования нами на материале анкетных данных был проведен сравнительный анализ карьерных траекторий специалистов и менеджеров среднего уровня, реализованных на момент проведения консультирования. По результатам анализа мы выделили три группы работников, условно названные «реализовавшиеся», «растущие» и «остановившиеся в карьерном росте». Представители этих групп различаются между собой по динамике карьерного роста, по степени активности в отношении построения собственной карьеры, успешности ее построения и по карьерным ожиданиям. Сопоставление данных о личностных характеристиках работников, отнесенных к одной группе, выявило сходные характеристики, присущие в той или иной степени всем членам группы. Дадим краткое описание характерных особенностей представителей каждой из вышеназванных групп.

«Успешные». Эти работники востребованы на рынке труда, их услуги высоко оплачиваются (выше среднего), у них есть планы собственного развития. Большинство из них воспринимают свою работу как процесс постоянного самосовершенствования. Они открыты новому опыту, готовы пробовать неизвестное, имеют хорошо развитые навыки эффективной самопрезентации, способны «продавать» свои умения, талант за достойную цену. Их карьерные цели — в равной степени профессиональное признание и финансовое благополучие. Свое ближайшее профессиональное будущее (3–5 лет) эти работники видят либо как выход на качественно иной уровень, либо как смену вида деятельности. Если «родная» компания не предоставит таких возможностей, они, скорее всего, ее покинут. «Успешные» работники максимально ориентированы на динамичную профессиональную и управленческую карьеру.