Творческая деятельность и материальные блага компаний

Статьи о работе Творческая деятельность и материальные блага компаний Можно с уверенностью утверждать, что принципы и процедуры управления персоналом в организациях имеют ряд важных отличительных особенностей. В первую очередь эти отличия обусловлены разницей в организационной структуре тех и других компаний.

Ниже мы рассмотрим основные отличия организаций, занимающихся интеллектуальной и творческой деятельностью, от компаний, производящих вполне материальные блага.

Особенности структуры творческих организаций: степень материальности и структурированности

Творческий характер конечного продукта обусловливает менее жесткое структурирование отношений в процессе его создания. Поэтому организационная структура компаний интеллектуального труда является более гибкой. Также творческие организации менее формализованны и созданы с нарушением принципов иерархического построения.

Существует несколько классических видов организационной структуры фирм и предприятий: функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная (региональная и продуктовая), матричная (проектная) и, в некоторых случаях, сетевая структуры. Однако ни одна из перечисленных классических структур управления в чистом виде не может быть применена к организации, занимающейся интеллектуальной деятельностью. Это обусловлено большим значением творческой, интеллектуальной составляющей, значительной степенью персонифициированности результатов труда и индивидуализированности процессов управления в подобных компаниях.

Машиностроительный завод вполне может быть организован по линейно-функциональному принципу, когда у генерального директора в прямом подчинении находятся финансовый и коммерческий директора, директор по производству, заместитель по административным вопросам, директор по рекламе и PR, директор по кадрам, руководитель службы безопасности, которые, в свою очередь, руководят соответствующими отделами, подразделениями, службами.

Торговая сеть может быть построена по региональному дивизиональному принципу, предполагающему, что генеральный директор непосредственно руководит директорами по Северо-Западному, Центральному районам и т. д., которые, в свою очередь, управляют бизнесом на местах.

Компания мобильной связи может быть организована по матричному функционально-дивизиональному принципу, в соответствии с которым каждый специалист подчиняется двум начальникам: по административной части и по функциональной части, т. е. руководитель IT-отдела макрорегиона Северо-Запад по вопросам, касающимся технологий, подчиняется ГТ-директору головной компании, а по вопросам, связанным с выдачей зарплаты, графиком работы, взаимодействием с коллективом, — директору регионального филиала.

Компания интеллектуальной сферы вполне может быть построена любым из вышеперечисленных способов, но максимальная эффективность управления ею не будет достигнута ни в одном случае. Для творческой, интеллектуальной фирмы необходима особая организационная структура и соответствующая ей структура управления. Структура управления в творческой организации должна быть более гибкой, чем в любой другой компании, построенной по функциональному, линейно-функциональному, дивизиональному, матричному или какому-либо другому принципу.

Характерной особенностью структуры управления творческой организации является ее ориентированность на людей. Значимость каждого отдельного индивидуума для управления такой компанией чрезвычайно высока.
Меньшая иерархичность

Одна из характерных особенностей структуры управления организации, производящей интеллектуальный продукт, — это ее меньшая иерархичность по сравнению с производственными, торговыми организациями и компаниями, работающими в сфере услуг. Связи подчинения между сотрудниками здесь не закреплены раз и навсегда и могут меняться. В качестве примера можно привести работу некоторых средств массовой информации, например издательских домов, которые производят не один, а несколько продуктов. Здесь один и тот же человек в одном из изданий может выступать в роли редактора и иметь в подчинении сотрудников, а в другом издании быть автором отдельных публикаций и подчиняться другому редактору. При этом не исключено, что подчинение будет перекрестным, если оба этих редактора публикуют статьи в изданиях друг друга. Иерархичность в традиционном ее понимании оказывается нарушенной, но для творческой компании это проблемой не является.

То же самое происходит и в организациях, работающих в сфере науки. При реализации нескольких научных проектов в рамках одной компании один и тот же специалист может занимать разное положение в структуре подчинения по каждому проекту.

При определении места сотрудника в каждом отдельно взятом творческом или научном проекте необходимо учитывать его интеллектуальные способности, личностные особенности, творческий потенциал и т. д. Одна из особенностей творческих организаций состоит в том, что эффективность работы персонала в них может быть весьма высокой, но она сильнее, чем в организациях другого типа, зависит от психоэмоционального состояния сотрудников.
Инновационный характер творческих организаций.