Как не допустить увольнения успешного работника?

Статьи о работе

В одной довольно крупной компании, занимающейся созданием и реализацией мебели, произошел удивительный случай. Один из руководителей отдела технического обслуживания со временем стал проявлять меньшую профессиональную заинтересованность, коллеги часто замечали его равнодушное отношение к делу. Казалось бы, никаких внешних причин не существует: специалист с хорошим опытом, успешно продвигающийся по служебной лестнице, достигший к 35 годам должности руководителя. Домашние также недоумевали, что случилось: интересный, увлеченный, идущий по жизни с улыбкой человек вдруг поник и только хмурился при вопросе, в чем дело.

Следует сказать, что работа службы персонала в компании четко налажена, HR-специалисты вовремя успели заметить, что с одним из начальников не все в порядке. Необходимо было что-то делать, иначе успешного работника можно потерять. Увольнение по собственному желанию вполне могло быть результатом происходящего. Если человек утрачивает интерес к делу, занимавшему раньше все его мысли, соответственно нужно выяснить причину подобных изменений. Опросы коллег, подчиненных не пролили свет на сложившуюся ситуацию. Даже разговор с самим начальником не дал HR-специалистам четких объяснений. Так как ему самому не было до конца понятно, что с ним происходит, проявлялось только ощущение равнодушия к происходящему. Часто довольно сложно вербально выразить свои переживания. И мы наблюдаем один из таких случаев.

Как не допустить увольнения успешного работника?
Тогда работники службы персонала прибегли к альтернативному варианту выяснения ситуации — более комфортному и психологически экологичному — выражение проблемы в рисунке. Рисуночные тесты в отличие от других методов исследования являются косвенными и проективными. Но главное в процессе рисования снимается внутренний цензор, что способствует выявлению проблемы. Также проявленное изображение позволяет установить контакт и взаимопонимание с человеком.

Как вы думаете, добились ли специалисты поставленной цели? Да, полученные результаты явились основой для дальнейшего изучения проблемы. Далее использовались прямые методики исследования. В конце концов, удалось выйти на сложную ситуацию и удачно разрешить ее, предложив высшему руководству и начальнику отдела приемлемый выход.

Так в чем же заключалась проблема, и какой вариант разрешения оказался удачным? Сначала нашему работнику предложили пройти проективный тест. Инструкция звучала следующим образом: с помощью трех кругов попробуйте изобразить на бумаге свои представления о времени. Круги обозначают прошлое, настоящее и будущее. Расположите эти круги так, чтобы они выражали ваши переживания о взаимосвязях времен. Вы можете использовать круги разной величины.

Методика позволила снять напряжение, и определить в каком временном модусе присутствует травмирующая ситуация. Рисунок представлял три круга, где «прошлое» и «настоящее» взаимосвязано, а изображение «будущего» удалено и определено меньшим размером. В тот же момент «прошлое» показано как самый крупный фрагмент.

Возможная интерпретация: первый и второй временные модусы связаны, образуя один полюс. «Будущее» не понятно, пугает, переживание отсутствия средств для дальнейшего овладения предстоящими событиями. Достижение поставленных целей забирает дальние перспективы. Человек, забравшись «наверх», не знает куда двигаться дальше. Покоренные высоты в профессиональной деятельности не дают нового направления, потому что не отрефлексированы пути дальнейшего развития. Вот и наш начальник растерялся, всю свою сознательную жизнь двигался к намеченной цели, а, достигнув ее, оценил свой путь как пройденный, лишенный значимых перспектив.