Бизнес без начальных вложений. Возможен ли

Давайте посмотрим правде в глаза. Идея "бизнеса без начальных вложений" - родная сестра пресловутой "американской мечты" и сказки о Золушке. Волшебных технологий - по крайней мере, пригодных к массовому использованию - нет и быть не может. Прочитайте внимательно несколько подобных "мемуаров".

Скорее всего, это будут либо общие слова (когда начинал, вообще был в минусе, а сейчас у меня заводы-пароходы), либо более честное: купил машину и начал бомбить по ночам. Поэтому корректнее будет говорить не о бизнесе из ничего, а о малозатратном старте собственного бизнеса. А на что придется в любом случае потратиться?

бизнес без начальных вложений

Начнем с того, что ни зарегистрировать частное предприятие, ни начать его работу совсем уж без денег не получится - надо, как минимум, заплатить госпошлины, собрать справки и разрешительные документы.

Тем не менее, сократить расходы на открытие бизнеса можно и нужно. Как там говорил Гай Кавасаки (большой спец в области венчурных инвестиций) - "от денег мозги разлагаются"? Как же быть, если инвесторы-кредиторы оберегают Ваш мозг от разложения (читай - денег не дают), родственники в ответ на просьбу одолжить крупную сумму делают вид, что они вообще не родственники, а личных средств для "раскрутки" маловато? Придётся суметь потратить с наибольшей пользой ограниченные финансовые ресурсы, подключая не менее важные нематериальные - чутьё, знания, умение договариваться, если хотите - изворотливость. Варианты есть, и вполне жизнеспособные.

Выбор направления бизнеса

Откажитесь от идеи построить свечной заводик в Самаре или открыть "супер-навороченный" бутик в центре города. Производство и "элитные" виды бизнеса пока не для Вас, иначе бы Вас так живо не интересовал вопрос о бизнесе "без начальных вложений". Специалисты считают, что наступил век сервиса и консалтинга. Делайте ставку на интеллектуальный капитал или найдите и займите свою нишу на рынке услуг. Например, для того чтобы начать заниматься переводами, нужно образование, письменный стол и телефон. Дайте объявление, займитесь поиском клиентов - и вперёд.

Сложнее с торговлей. Надо где-то хранить товар (нужны склады или, как минимум, надежно защищенное помещение под склад), получить лицензию на розничную торговлю, нужны торговые площади и т.д. Опять же - на все это требуются деньги, которые придётся заработать. Перспективным может оказаться партнёрство с владельцем уже работающей торговой точки, у которого никак руки не дойдут до создания своей Интернет-площадки. Ну, так сделайте Интернет-магазин! Вы создаёте, наполняете и поддерживаете сайт, принимаете заказы, а товары из оффлайнового магазина едут к довольным покупателям. Прибыль поделите с партнёром. Ничего, что какое-то время придётся поработать под чужой вывеской - придёт время, появится своя.

Или, вот еще: присмотритесь к вендингу - бизнесу, ещё только набирающему обороты, по крайней мере, в России. Что такое вендинг, знает каждый, кто хоть раз опускал свои три копейки в автомат по продаже газированной воды. Торговля, где нет продавца, а денежки любезно принимает монетоприёмник. Купите (возьмите в аренду) пару-тройку платёжных терминалов, кофейных или снековых автоматов, или автоматов по продаже бахил или игрушек, далее найдите места с большой проходимостью, заплатите за аренду квадратного метра площади. Объехать три автомата и заправить их капсулами с кофе или другой-какой мелочевкой можно и самому. Один кофейный автомат, к примеру, стоит от $2000 - сумма не астрономическая, можно занять или снять с кредитки. Можно попробовать договориться установить автомат бесплатно, если сумеете убедить руководство того или иного учреждения в том, что возможность выпить чашку горячего напитка поднимает престиж заведения в глазах посетителей

В конце концов, не составит труда сделать хотя бы одностраничный сайт, завести блог, найти хороший биллинг и подключить смс-сервис. А там продавайте что угодно - от собственных стихов и рефератов до персональных гороскопов на ближайшие три дня, если, конечно, умеете их составлять.

Оптимизация расходов на персонал и содержание офиса.

Не начинайте, если понятие свой бизнес ассоциируется исключительно с шикарным офисом, персональной секретаршей модельной внешности, стойкой-ресепшн и двадцатью энергичными менеджерами с ноутбуками. На первых порах офис для ряда направлений деятельности вообще не требуется. Тем более есть Интернет, и все более популярным становится аутсорсинг. К слову, тот же Skype чуть ли не на коленке собрали умный швед и не менее умный датчанин. А потом лихо продали на аукционе за 3 млрд. долларов.

Можно сэкономить на персонале, если привлечь к бизнесу членов семьи - на телефонные звонки в Ваше отсутствие вполне может отвечать и тёща. Классический пример начала эпохи маршруток - муж-водитель на место кондуктора усаживал жену, и все деньги шли в семью. Если без наёмных сотрудников не обойтись, берите сначала на работу тех, кто будет рад хоть каким-то деньгам - например, отчаявшихся безработных, которых оптимизировали полгода назад на прежнем месте работы.

Реклама

Любое объявление типа лужу-паяю, компы починяю можно разместить совершенно бесплатно на виртуальных площадках и в газетах бесплатных объявлений. Не пренебрегайте услугами сарафанного радио, расскажите всем знакомым о своём деле - возможно, они и будут Вашими первыми клиентами и порекомендуют кому-то ещё. Кто прошёл школу сетевого маркетинга, тот знает, как боязно поначалу выходить на холодный рынок - почти все начинали со своего окружения. Рекламируйте свой бизнес любыми доступными для вас способами.

Довольно эффективные виды рекламы - бегущие строки по ТВ, это не так уж и дорого. Делайте адресные почтовые рассылки (речь идёт не о спаме, который, не читая, отправляют в мусорную корзину, а о толковых коммерческих предложениях). Базу данных потенциальных партнёров можно взять из любого телефонного справочника. Вполне возможно, что в городе найдётся убыточное предприятие, которое с радостью отдаст Вам товар на реализацию.

Подведём итоги.

Почти без ничего хорошо было начинать в 90-е, на дефицитном рынке, и есть реальные примеры, как люди поднимались на ажурных колготках и Сникерсах по схеме - съездил-купил-продал. Сейчас, чтобы пробить себе дорогу, одной предпринимательской жилки (и даже начального капитала) недостаточно. Нужно быть умнее. Особенно при малобюджетном бизнес старте. Одним словом, думайте и богатейте.